Автомобильная промышленность в СССР: как это было?

Говорят, что секса в Советском Союзе не было. Но за то автомобилестроение достигло видимых успехов. Строительство автомобилей в СССР началось в 1924 году. Первым, полностью советским автомобилем стал АМО-Ф-15,  изготовленный на заводе АМО. Именно так и активизировалось советское автомобилестроение.

СССР-овский автопром прошел несколько этапов. С 1924 по 1930 года велось производство в основном грузовых автомобилей. Производство легковых автомобилей было реализовано немного позже, в Москве, на заводе «Спартак» в 1927-28 гг и назывались они НАМИ-1.

Выпуск автомобилей с 1924 по 1930 гг.

 

1924

1925

1926

1927

1928

1929

1930

Грузовые

10

116

366

475

740

1471

4019

Легковые

-

-

-

3

50

156

160

Автобусы

-

-

-

-

51

85

47

Всего

10

116

366

478

841

1712

4226

 

Дальше следует второй этап, две пятилетки(1931-1941 гг), во время которых основной задачей было максимально усилить автомобильное производство, поскольку индустриализация и коллективизация страны значительно увеличили потребность в автотранспорте.

В 1928-29 гг был дан указ о создании двух заводов в Москве и Горьком. Московский завод, (ныне завод им. Лихачева, ЗИЛ) начал свою продуктивную деятельность в октябре 1931-го, ориентированный на выпуск 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 запустили Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год, немного позже в этом же году начался выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А (с 1936  - М-1). В 1936 году стартовало производство шестиместных автомобилей ЗИС-101 на заводе в Москве. Затем Московский автосборочный завод был реконструирован в 1938-39 гг для массового производства малолитражек и до начала ВОВ было выпущено около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. Тут нельзя не заметить, что такой быстрый и стремительный старт очень позитивно отразился на производстве автомобилей. Во времена правления товарища Сталина люди просто не имели права не успеть в срок.

Выпуск автомобилей в СССР с 1931 по 1941 гг.

 

1931

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

Грузовые

3,9

23,75

39,1

54,6

76,9

131,5

180,3

182,4

178,8

136,0

Легковые

-

0,03

10,3

17,1

19,0

3,7

18,2

27,0

19,6

5,5

Автобусы

0,1

0,1

0,3

0,7

0,8

1,3

1,3

1,7

3,3

3,9

Всего

4

23,88

49,7

72,4

96,7

136,5

199,8

211,1

201,7

145,4

 
В годы ВОВ был построен Уральский завод в Миассе ( Челябинска область). В 1942-43 гг Уральский завод поставлял автомобильные двигатели и коробки передач другим автозаводам СССР, а с 1944 года начал выпуск трехтонных грузовиков.
После войны в ходе реконструкции расширились действующие заводы, начал свое производство Минсикй завод, направленный на изготовление двухосных грузовых автомобилей с грузоподъемность 6-7 т (1947 г). Так же грузовые автомобили выпускались на Кутаисском заводе, Ульяновский завод в свою очередь занимался производством легковых автомобилей повышенной проходимости. На Московском заводе по выпуску малолитражек в 1947 году начался выпуск новой модели автомобиля «Москвич-400».
С конца 50-х годов наступил новый виток развития автомобильной промышленности в СССР. Было создано большое количество новых автомобильных заводов по производству грузовых и легуовых автомобилей.
 

Выпуск автомобилей в СССР с 1945 по 1968 гг.

 

1945

1950

1955

1960

1965

1966

1967

1968

Грузовые

68,6

294,4

328,1

362,0

379,6

407,6

437,4

478,1

Легковые

5,0

64,6

107,8

138,8

201,2

230,3

251,4

280,3

Автобусы

1,1

3,9

9,4

22,8

35,5

37,3

40,0

42,4

Всего

74,7

362,9

445,3

523,6

616,3

675,2

728,8


800,8

 
На 23-м съезде КПСС (1966) было принято решение о том, что самым крупным автомобильным заводом станет Волжский завод в городе Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тысяч автомобилей в год.
Интересный факт про Союзное автомобилестроение. Мало кто знает, что первое название автомобиля «Победа» было «Родина». Когда Иосифу Виссарионовичу представили образец автомобиля, он не без сарказма в голосе спросил « По чем Родину продавать будете?», после чего автомобиль был переименован.
 

Авцентр Motor City